На
данном этапе украинской медицине
нужны
прозрачная конкуренция, максимальная автономность учреждений
и
устранение посредников.
В
Украине необходимо начать создавать новую систему здравоохранения, так как
старая на сегодняшний день абсолютно не соответствует потребностям населения.
Нужно использовать в новой системе IT-технологии. С их помощью можно обеспечить
каждого человека, независимо от того, где он проживает, доступной,
гарантированной государством, качественной, профессиональной, оперативной
медицинской помощью. Даже в условиях нехватки материальных средств это сделать
реально. С помощью тех же новейших технологий надо создать полный реестр
медицинских работников, принять клинические европейские протоколы, по которым
лечат в ЕС, и адаптировать их к украинским реалиям, сообщают Экономические Известия.
После
этого необходимо рассчитать себестоимость, чтобы государство точно знало, во
сколько обойдется та или иная услуга — лечение пациента с инфарктом, удаление
аппендицита или вызов кареты скорой помощи. Затем на законодательном уровне
необходимо создать прямой механизм, когда государство финансирует не лечебное
учреждение, а услугу конкретному пациенту, и дать пациенту право свободно
выбирать врача и медучреждение.
Именно
так ликвидируются ненужные цепочки посредников, которые наживаются на здоровье
и болезнях украинских граждан. Этими посредниками являются недобросовестные
производители лекарств, торгующие компании-перекупщики, продающие лекарственные
средства и изделия медицинского назначения, и ряд управленческих
государственных структур с неизвестными функциями и полномочиями.
Когда
у нас есть утвержденный клинический протокол, есть пациент с установленным
диагнозом и есть государственная страховая компания, которая должна оплатить
оказанную услугу, то пациент в этом случае получает долгожданный сервис и
качественную медицинскую помощь, а государство — здорового, трудоспособного
гражданина. При этом пациент имеет право самостоятельно выбрать врача, а врач,
соответственно, получает свои начисления в зависимости от того, насколько
плодотворно, честно, профессионально, своевременно и качественно он работал.
Для
того чтобы сформировать финансовую базу, понимать, во сколько государству
обходится определенная услуга, нужны реестры с референтными ценами
лекарственных средств и медицинского оборудования. Отсутствие этих цен и
реестров формирует условия для коррупции. Речь идет о стоимости, по которой
приобретается аналогичный препарат в европейских странах, к которым можно
приравнять Украину по экономическому статусу. Создание таких прозрачных
реестров способствует тому, что каждый главный врач должен стать менеджером,
управленцем больницы, которая в будущем получит право на саморегуляцию. Этот
главный врач-менеджер сможет увеличивать или уменьшать количество штатных
единиц в зависимости от потребностей пациентов, предоставлять им
гарантированные государством бесплатные услуги, а также платные услуги. Таким
образом, зарплата врача не будет ограничена, и профессиональные медики смогут
зарабатывать до миллиона гривен в год. А недостаточно компетентные врачи, к
которым не будут обращаться пациенты, попадут в зону высокой конкуренции и
вынуждены будут перепрофилироваться или искать себе другую работу.
Создание
прозрачной системы конкуренции, уменьшение количества посредников и
управленческих структур, финансирование услуги, а не медицинского учреждения,
свободный выбор лечебного учреждения пациентом и автономность лечебных
учреждений — это и есть необходимый фундамент для страховой медицины в Украине.
Мною
была разработана и предложена общественности программа реформирования медицины
«25 шагов», в которой кроме озвученных выше предложений есть планы по созданию
Национальной медицинской палаты, которая будет заниматься защитой прав врачей и
организаций, защитой прав пациентов. Каждый человек должен чувствовать себя
защищенным. Ведь сегодня нарушаются права как врачей, так и пациентов.
Для
внедрения вышеперечисленных изменений понадобится и новая законодательная база,
которая будет призвана защитить пациентов и гарантировать им ежегодный пакет
бесплатных услуг, оплачиваемых государством. Но для этого государство должно
четко понимать, за что оно платит и сколько.
Гарантированный
пакет должен включать и экстренную медицину, и вакцинацию, и лечение неотложных
состояний. Раз в год-два этот гарантированный государством перечень может
пересматриваться. Если в экономике страны дела улучшаются, соответственно пакет
расширяется и в него добавляются дополнительные бесплатные услуги для граждан
страны.
Кроме
того, каждая область, если она богата экономически, может к этому
гарантированному пакету добавлять дополнительные услуги и самостоятельно их
финансировать. Это плюс децентрализации, который будет стимулировать людей,
проживающих в регионе, лучше работать, выплачивать налоги и нести
ответственность за формирование своего дополнительного пакета. Также некоторые
предприятия, при желании, могут расширять перечень услуг и заключать
соответствующие договоры с частными страховыми компаниями. Это и будет
прозрачная конкуренция, максимальная автономность учреждений и уменьшение
цепочек посредников.
При
этом Министерство здравоохранения необходимо лишить функций закупки — они
должны проводиться в открытом электронном пространстве, когда области сами
смогут по лучшим, выгодным ценам закупать все необходимое для лечения жителей
своего региона. А вот функции Министерства здравоохранения сместятся в сторону
мониторинговых.
Чтобы
реализовать предложенную программу и устранить большинство проблем, потребуется
около двух лет. Самым большим препятствием в настоящее время является огромное
количество посредников, стоящих между врачом, который может оказать услугу, и
пациентом. Это, прежде всего, коррупционные схемы в фармацевтических компаниях
с непрозрачными механизмами финансирования. Чтобы создать прозрачную систему
«пациент — врач», мы должны минимизировать цепочку между пациентом и медиком,
чтобы между ними осталась только качественная, своевременная и гарантированная
государством медицинская процедура. Процесс идет нелегко, так как
заинтересованных в создании такой системы чиновников в провластных и
управленческих кабинетах найти очень тяжело. Старая система гарантировала им
«заработок» и немалый.
Что
касается звучащих все чаще заявлений о необходимости ликвидации санэпидстанций,
— я отношусь к ним крайне негативно. В условиях военной ситуации, повышенного
риска террористических актов в стране, санэпидемстанции необходимы. Безусловно,
на сегодняшний день санэпидемслужба не выполняет полноценно свои функции и
сильно себя дискредитировала поборами и внутренней коррупцией. Однако
необходимо бороться с отрицательными явлениями внутри, а не с самой
санитарно-эпидемиологической службой. Сегодня Украина не готова принять систему
европейской или американской безопасности пищевых продуктов. И без собственной
службы мы не обойдемся. В нашей стране сегодня существует множество
потенциальных источников инфицирования. Это и безымянные могилы пропавших без
вести, и другие места захоронений, непосредственно зона проведения АТО, а также
скопления большого количества людей на одной территории — беженцы и военные. У
нас повышена угроза распространения инфекций, туберкулеза, СПИДа, потому
санслужба просто обязана получить военное направление развития и стать
составной частью общей системы безопасности государства — частью
военно-медицинской доктрины страны.
Ольга
Богомолец,
народный
депутат,
глава
Комитета ВР по здравоохранению,
советник
Президента Украины